Зачем нужен геотекстиль

Геотекстиль – это целый класс рулонных материалов, для разделения слоев подсыпки (грунт, щебень, песок) при строительстве дорог, спортивных площадок, а также укрепления склонов и берегов в ландшафтном дизайне. Общим свойством всех видов геотекстиля является:

  • проницаемость для воды, (благодаря открытой волокнистой структуре);
  • механическая прочность - в основе материала прочные и эластичные волокна из полипропилена (РР) или полиэстера (РЕТ);
  • долговечность – 20 и более лет (стойкость к гниению и разрушению от циклов замерзания и разморозки).

Способ производства, внешний вид и свойства разных видов геотекстиля могут существенно отличаться.

Виды и технология производства геотекстиля

По внешнему виду и на ощупь большинство видов геотектстиля напоминают ткань. На самом деле у большинства геотекстильных материалов нетканая структура.

Нетканые геотектсили бывают двух видов – термоскрепленные и иглопробивные:

  1. Термоскрепленные – получают из расплава гранул полипропилена. Из полученной массы вытягиваются и распыляются тонкие волокна, которые спаиваются между собой в местах пересечения. На Рис. 1 показана волокнистая структура геотекстиля под микроскопом.
Термоскрепленный гетекстиль под микроскопом Геотекстиль Тайпар
Рис 1         Рис 2

 

На Рис. 2 готовые полотна промышленного геотекстиля с маркировкой от производителя. В данном случае от одного из лидеров рынка компании DuPont геотекстиль серии Typar SF.

Применяется он как фильтрующий слой, разделяющий песчаную подушку от щебневой подсыпки. Материал пропускает воду, но не дает вымываться песку мелким частицам грунта, чем сохраняет структуру склона или дорожного пирога. Также выполняет функцию распределения нагрузки и укрепления дорожного полотна

Термоскрепленные геотекстили превосходят другие виды нетканых материалов по механическим свойствам, но технология изготовления сложная и дорогостоящая, поэтому многие производители выпускают механически скрепленные материалы.

  1. Иглопробивные геотекстили – здесь полипропиленовые волокна скрепляют, перепутывая между собой специальными иглами (гарпунами). Структура иглопробивного материала под микроскопом показана на Рис.3.
иглопробивной геотекстиль под микроскопом иглопробивной геотекстиль
Рис 3    Рис 4                                       

 

На Рис. 4 изображен общий вид полотна иглопробивного геотекстиля. Чтобы улучшить механические свойства, некоторые производители дополнительно укрепляют полотно, прокатывая его через горячие валики или продувая горячим воздухом. В результате волокна в местах переплетения «схватываются», что дает в итоге очень прочную и стойкую к растяжениям структуру.

Одним из лучших материалов этого класса является геотекстиль Tipptex®BS(B) от Венгерской компании Bonar. Этот класс материалов объединяет лучшее от обеих технологий, как правило, имеет более высокую плотность по сравнению с обычным термоскрепленным материалом и чаще применяется для стабилизации и укрепления дорожных насыпей, и склонов.

Обычный иглопробивной геотекстиль, без дополнительного скрепления, используется как разделяющий и фильтрующий слой в дренажных системах – заворачивают дренажные трубы, стелют в траншеи и т.д.

Тканые виды геотекстиля – для задач, где нужна повышенная прочность

Технология изготовления аналогична стандартной ткацкой, с перпендикулярным переплетением волокон см. Рис. 5. Для автострад и железнодорожных насыпей существует несколько видов армированного геотекстиля (сверхвысокопрочного - усилие на разрыв 250 кг и больше). Армирующими волокнами прошивают нетканый материал Рис. 6 , или усиливают тканевую структуру Рис. 7.

тканый геотекстиль Армированный геотекстиль
Рис 5       Рис 6

 

                                                                          Армированный тканый геотекстиль

 

Рис 7

Армированный геотекстиль уже давно стал стандартом при строительстве европейских дорог, у нас используется редко, на особо ответственных участках, где несущая способность грунтов низкая.

 

Функции геотекстиля в промышленном и частном строительстве

  1. Прочная разделительная и фильтрующая прослойка, чтобы материалы с разными фракциями и свойствами не перемешивались (щебень с песком и грунтом и т.д.).

Во-первых, щебень не будет тонуть в глинистом грунте, а значит, несущая способность слоя щебенчатой подсыпки резко возрастет – это актуально для строительства асфальтированных дорог, тротуаров стоянок, а также для дорожек площадок вымощенных тротуарной плиткой или просто подсыпанных щебнем см. Рис. 8.

геотекстиль в дорожной подсыпке

Рис 8

Во-вторых, защищает крупно-фракционную подсыпку от проникновения в неё мелких частиц грунта. Ведь мокрая глина работает как смазка и способствует сдвигам камней щебенки относительно друг друга, что грозит просадкой дорожного покрытия см. Рис. 9. При этом дождевая и талая вода беспрепятственно уходит в нижние слои грунта.

просадка дорожного пирога без геотекстиля

Рис 9

  1. Стабилизация и укрепление – особенно актуальная функция для строительства железнодорожных насыпей и автострад см. Рис. 10.

формовка насыпи с помощью геотекстиля

Рис 10

 

Для укрепления поверхности склонов от эрозии и закрепления корневой системы травы используют уже другой вид материалов геоматы. У них объемная структура из жестких переплетенных волокон см. Рис. 11.

структура геомата

Рис 11

Существуют разновидности из синтетических волокон и натуральные, из кокосовых (джутовых) волокон, которые полостью разлагаются после укрепления корневой системы. Но это отдельный класс геосинтетических материалов и ему будет посвящена отдельная статья.

Если вам нужна дополнительная консультация по способу применения или свойствам геотектсилей, звоните по номеру (0800) 50-54-52. Наш технический отдел всегда к вашим услугам.

Категории
Читайте также
Быстрый заказ
Введите свой номер телефона и наш менеджер перезвонит вам.