Правила эксплуатации снегоуборщиков

Современные снегоуборочные машины хорошо продуманы и просты в эксплуатации. Но не смотря на значительный запас прочности нужно выполнять набор правил, который позволит продлить срок службы как бензиновым, так и электрическим снегоуборщикам. Это недешевая техника, простая в работе, но дорогая в ремонте. Можно повредить шкивы и подшипники даже если затащить в теплое помещение, не очистив от снега. Но обо всем по порядку, начнем с основ чтобы понимать устройство и особенности работы.

Снегоуборочная техника

Разновидности и устройство снегоуборщиков

Существуют одно и двухступенчатые снегоуборщики.

  1. Одноступенчатый снегоуборщик оснащен легким шнеком с обрезиненными краями (губами) чтобы не царапать поверхность плитки или асфальта. Снег собирается и выбрасывается за счет энергии вращения самого шнека. Поэтому он и называется одноступенчатым. Дальность, на которую может быть выброшен снег не превышает 5-6 метров. С такой системой сбора и выброса снега работают электрические и аккумуляторные снегоуборщики, а также некоторые модели бензиновых маломощных и без привода на колеса.

    Одноступенчатые снегоуборщики

  2. Двухступенчатые снегоуборщики – это уже только бензиновые самоходные модели. Здесь процесс сбора и выброса снега разделен на два этапа. Стальной шнек с зазубренным рабочим краем собирает и перемалывает снег, одновременно подвигая эту снежную кашу к центру ковша, см. первый этап на рисунке ниже. А за шкивом на входе в трубу для выброса снега установлена стальная крыльчатка, которая подхватывает и выбрасывает снежную кашу с ускорением на 10-12 метров.

    Двухступенчатый снегоуборщик

Обратите внимание что стальные шнеки двухступенчатых снегоуборщиков зазубрены чтобы срывать даже слежавшийся или покрытый ледяной коркой снег. Но всё же производители рекомендуют убирать только свежий пушистый снег. Даже для большого и мощного снегоуборщика «тяжелый» снег – это преждевременный износ и перегрузка.

Самоходные снегоуборщики

Дело в том, что мощность от двигателя к шнекам и крыльчатке передается через фрикционную передачу (работа основана на трении диска и ролика точка контакта около 2 см2) и через ременную передачу. Если все время работать на низких передачах, фрикционные поверхности стираются быстрее, ремни растягиваются, проскальзывают и рвутся.

Устройство типичного самоходного снегоуборщика см. иллюстрацию ниже.

Как устроен снегоуборщик

  1. Рычаг (сцепление) привода на колеса – чтобы снегоуборщик ехал его нужно нажать.
  2. Ручки управления.
  3. Рычаг привод на шнек.
  4. Труба выброса снега с направляющей крышкой. Крышку можно опускать и приподнимать тем самым меняется угол и дальность выброса снега.
  5. Бензиновый 4-тактный двигатель.
  6. Рычаг переключения передач – как правило есть 4-6 скоростей вперед и 1-2 назад. Рабочими являются первые 3-4 передачи, 5-6-я скорости транспортные, когда нужно быстро переехать с места на место, не включая шнек.
  7. Рычаг поворота трубы для выброса снега. Позволяет менять направление, в какую сторону летит снег.
  8. Ковш или щит снегоуборщика.
  9. Рабочий шнек, разделен на две половинки, которые крепятся с двух сторон на вал редуктора. Каждая половинка шнека закреплена срезным болтом. Если в снегу окажется какой-то предмет: камень, доска, большой кусок льда и рабочий шнек заклинит, болт оборвется и сработает как предохранитель. Подробней об этой системе защиты читайте в следующих разделах.
  10. Лыжи-направляющие. Это стальные полозья, на которых щит скользит по твердой поверхности. Шнек не должен скрести по асфальту или плитке. Величину зазора можно регулировать, полозья могут сдвигаться вверх/вниз.

Существуют и более продвинутые модели, у которых есть:

  • электростартер – работает от сети 220В и облегчает запуск в холодную погоду, делать стартер от аккумулятора нет смысла, поскольку на морозе за ночь аккумулятор «сдохнет» первым;
  • подогрев ручек и фары – бывает только на снегоуборщиках классом выше среднего;
  • привод с блокировкой дифференциала – это когда одно колесо притормаживается, второе вращается и снегоуборщик поворачивает почти без физических усилий со стороны оператора.

Проверка и подготовка к первому запуску снегоуборщика

Все операции описаны в инструкции, но если вы купили бывший в употреблении снегоуборщик или документы потерялись, то напомним, что делать.

  1. Осмотр – не должно быть механических повреждений, согнутых под неестественным углом рукоятей, или тросиков. И разумеется все крышки, заглушки и болты должны быть на месте.
  2. Перед началом зимнего сезона купите отдельно:
    • смазку для редуктора - полужидкое масло;
    • срезные болты если у вас самоходный бензиновый снегоуборщик;
    • запасные ремни и фрикционное кольцо.
  3. Проверьте и смажьте хотя бы жидкостью WD-40 тросики внутри кожухов.
  4. Проверьте редуктор. Подтяните при необходимости, болты, которые стягивают две половинки редуктора. Открутите верхнюю пробку для заправки смазкой и нижнее сливное отверстие. Если смазка из нижнего отверстия не вытекает доливайте новую в заливное отверстие пока не начнет вытекать из сливного. После этого завинтите нижний болт и долейте еще 10-15 мл масла. Объем смазки в редукторе 80-200 мл, в зависимости от модели.

    Редуктор снегоуборщика

  5. Снимите рабочие шнеки и смажьте валы которые выходят из редуктора, а также торцевые подшипники.
  6. Проверьте уровень масла в двигателе при необходимости долейте, а лучше замените моторное масло если двигатель не новый.
  7. Выкрутите и протрите свечу зажигания, если все хорошо, то должен быть легкий сероватый налет (новую можно не проверять). Потяните несколько раз за трос ручного стартера с выкрученной свечой. Двигатель должен проворачиваться легко без заедания и посторонних звуков.
Первый запуск двигателя:
  • залейте в бак 92-й бензин, если конечно в спецификации не указано что нужен 95-й;
  • включите клавишу работы двигателя в положение – вкл. (ON);
  • откройте кран подачи топлива – находится перед карбюратором;
  • переведите рычаг управления заслонкой в закрытое положение (как правило это крайнее правое положение) – это нужно чтобы в цилиндр при запуске попала смесь где больше бензина и меньше воздуха;
  • переведите рычаг газа на максимум;
  • плавно, но быстро и сильно потяните на себя трос стартера, повторите несколько раз пока двигатель не запуститься, если у вас электростартер, то подключите его к розетке и нажмите кнопку запуска на 1-2 секунды.
  • после запуска переведите рычаг воздушной заслонки в максимально открытое положение и сбросьте газ.

Двигатель должен работать на холостых оборотах ровно, обороты держать одинаковые, чихать, глохнуть или разгоняться не должен.

Новый двигатель нужно обкатать чтобы все детали притерлись. Разные двигатели обкатывают по-разному и время обкатки разнится от 5 до 10 моточасов.

Но чаще всего последовательность такая:

  1. Запустить и оставить работать на холостых 30-40 минут. Заглушить, дать остыть.
  2. После этого можно работать, не давая максимальных оборотов и слишком большой нагрузки.
  3. Когда двигатель отработает 5-10 часов, нужно поменять масло и можно работать в штатном режиме.

Сезонное обслуживание консервация и подготовка к работе в начале зимы

Проверяйте уровень масла не реже одного раза в месяц на протяжении зимнего сезона.

В конце сезона нужно:

  • выкатать весь бензин – не рекомендуется оставлять на лето бензин в баке;
  • проверить и смазать все болты, хотя бы жидкостью WD-40, то же сделать с тросиками управления;
  • когда бензобак пуст и даже сухой – для чего рекомендуется оставить его открытым на сутки прикрыв горловину тряпочкой – выкрутите свечу и залейте в цилиндр 10 мл моторного масла (того же что заливается в картер).

Порядок действий при расконсервации похож со списком осмотра и первого запуска, за исключением периода обкатки. Также перед началом нового сезона рекомендуем купить новые ремни. По опыту они служат 1,5 максимум 2 сезона, пусть лучше сразу лежит запасной.

Диагностика и ремонт некоторых неисправностей снегоуборочной техники

  1. Не заводится двигатель. Начните с элементарного: открыт ли топливный кран подачи на карбюратор. Может забыли закрыть воздушную заслонку перед запуском. Если с подготовкой к запуску все в порядке неисправности могут быть:

    • в топливной системе – конденсат в бензине, который все же оставили с прошлого сезона, плохое качество бензина – в обоих случаях слить и залить нормальный, потом осмотр патрубков от бензобака, проверка топливного фильтра, проверка и чистка карбюратора если он забит, правда ремонтировать и регулировать карбюратор если он сломан чаще всего не имеет смысла, дешевле купить новый.
    • подаче воздуха – у большинства снегоуборщиков нет воздушного фильтра, поскольку зимой, когда лежит снег нет пыли, но если двигатель работал в пыльных условиях, грязь вполне могла попасть в карбюратор и заблокировать его работу;
    • неисправна свеча или вся система зажигания – выкрутите свечу, проверьте как проворачивается мотор без свечи, нет ли заеданий и рывков, если есть, то проблема в двигателе, замените свечу новой, если не помогло – нужно везти в сервис;
    • в поршневой группе – проверьте компрессию, если меньше семи атмосфер, то возможно распались кольца, прогорели клапана или прокладка между цилиндром и картером, а значит нужно везти снегоуборщик в сервис, если вы способны устранить такую неисправность самостоятельно, то вряд ли читали бы эту статью.
  2. Заводится, но плохо работает двигатель. Выкрутите и осмотрите свечу зажигания – нормальная свеча должна быть светло серой. Если она бурая или черная значит есть проблемы с карбюратором, топливным фильтром или сбитым зажиганием. Если со свечей все в порядке, проверьте компрессию, глушитель и карбюратор.
  3. Двигатель работает, но не крутится шнек. Проверьте состояние срезных болтов, см. фото ниже. Если они срезаны замените новыми.

    Как устроен шнек снегоуборщика

  4. ВНИМАНИЕ – ставьте только специальные болты с проточками и шплинтом! Это механический предохранитель, который сбережет ваш редуктор, если поставить цельные стальные болты – бронзовая шестерня в редукторе будет разрушена, а стоит она дорого.

    Срезные болты для защиты редуктора

    Если срезные болты на месте проверьте сам редуктор, если он горячий, значит сломан. Но скорей всего растянулся или слетел ремень привода. Чтобы к нему добраться нужно вывести снегоуборщик в сухое отапливаемое помещение – снять кожух проверить натяжение ремня. Возможно под ремень и шкив попала снег и мокрый ремень просто проскальзывает. Тогда нужно снять ремень вытереть его и шкивы сухой тряпкой. Если ремень проскальзывает из-за того, что растянут – замените его новым.

    Еще одна возможная причина – это ослабление тросика, который идет от рычага сцепления к прижимному ролику привода. Подтянуть тросик чтобы он четко включал шнекороторный механизм можно самостоятельно. После чего стоит подумать о покупке запасного тросика не дожидаясь обрыва. Тросики рвутся довольно редко, но на китайских снегоуборщиках могут всплыть любые сюрпризы.

  5. Двигатель работает, но не работает шасси – снегоуборщик не едет совсем или пропали несколько передач.

Если пропала одна или несколько передач, возможно сбился настройка рычага управления вариатором. Нужно заглушить двигатель, снять кожух и посмотреть, как перемещается ролики вариатора вдоль фрикционного диска. Ближе к краю диска (на максимальном диаметре) это высшая передача, ближе к центру нижняя и задние. Проследите чтобы во всех положениях (на всех передачах) прижимной ролик четко соприкасался с фрикционным диском. Тягу рычага управления можно регулировать. Если добиться надежного контакта не получается значит ролики и/или фрикционный диск изношены и нужно заменить. Даже если снегоуборщик относительно новый может быть заводской брак.

ВНИМАНИЕ – если машина еще на гарантии сразу обращайтесь в сервисный центр, иначе вам могут отказать в гарантии из-за того, что вы сами пытались её регулировать.

Если пропала тяга, вроде пытается ехать, но останавливается и не тянет на всех передачах то возможно:

  • проскальзывает ремень – растянулся или внутрь попал снег (ременная передача чувствительна к влаге) – нужно подтянуть, высушить или заменить новым;
  • стерлась пара фрикционный диск приводной ролик – только замена.

Очевидно, что, если приводной ремень оборвался или слетел – снегоуборщик не будет ехать совсем.

Надеемся материал этой статьи был для вас полезен. Если возникли вопросы по работе и обслуживанию снегоуборочной техники звоните по номеру (0800) 50-54-52.

Читайте также